Что такое референс-лист компании
Документ, не содержащий большинства перечисленных сведений, может называться референс-листом лишь по недогляду своего автора или вследствие чрезмерного авторского очарования очередным забугорным словечком.
Заслуга этого относительно недавно появившегося явления российской бизнес-действительности в том, что грамотно составленный референс-лист в наглядной, удобной (структурированной, табличной) форме объединил информацию из ранее существовавших разрозненно (и часто не пересекавшихся друг с другом содержанием) документов - "Наши клиенты", "Наш опыт", "Наши проекты" и "Отзывы клиентов".
Референс-лист – новый инструмент представления компании и неценовой конкуренции, а не просто свежий ярлычок для старых текстов. Называть список из 10 заказчиков или полстранички с названиями поставщиков референс-листом – значит вводить в заблуждение клиентов, оставляя в их головах больше сомнений и вопросов, чем ответов.
Очевидно, что подготовка действительного референс-листа требует гораздо больших затрат времени и предполагает переработку намного большего массива информации, чем минутное построение перечня клиентов по алфавиту.
Надеемся, русский язык примет новый термин, как и отечественная бизнес-действительность - новое явление.
Грамотно подготовленный референс-лист – непременный "участник" пакета документов для участия в конкурсе (тендере). И он действительно заменяет (в одиночку!) те 3-4 документа, что названы выше, причем делает это намного успешнее и нагляднее.
"Наша визитная карточка - наш референс-лист, который Вы всегда найдете на нашем сайте” – заявляет одна компания, грамотно подогревая желание посетителя кликнуть по ссылке. А другая компания там же, в сети, помещает страшилку о том, что "полное отсутствие референс-листа может отпугнуть потенциального заказчика". Вот насколько таинственно-всемогущ свеженький термин! Да полноте, господа, заказчиков отпугнет "всего лишь" отсутствие выполненных проектов или клиентских отзывов.
А это уже не так страшно, поскольку знакомо.